Наше будущее — это эффективное саморегулирование
Саморегулирование должно стать основой для честной конкуренции экспертов
15 декабря в Москве с фуррором прошла IV Интернациональная конференция «Практическое саморегулирование». В этом году организаторов конференции прибыло — к Торгово-Промышленной палате Рф присоединились Национальные объединения строителей и изыскателей и проектировщиков.
Благодаря расширению формата и организаторов конференции количество участников конференции возросло практически втрое — в 9 секциях и пленарном заседании приняли роль более 350 человек.
Темы секций были обычно широки — от реформы саморегулирования в строительной отрасли до проф эталонов в разных областях экономики. А на пленарном заседании в присутствии больших гостей из Минэкономразвития и Федеральной налоговой службы были не только лишь подведены итоги круглых столов, да и изготовлены очень принципиальные шаги на пути предстоящего развития реального саморегулирования в Рф.
Практически рефреном всех мероприятий стала фраза головного устроителя Конференции, председателя оргкомитета Константина Апрелева: «Работать радиво должно быть прибыльным!». А правила этой честной работы на рынке как раз и должно установить саморегулируемое общество, и непринципиально в какой области — строительства, проектирования, арбитража либо букмекерской деятельности. Фактически, это и есть главный смысл саморегулирования. Саморегулирование должно отвечать за конкурентоспособность отрасли, сформировывать честную конкурентнсть, а означает, и конкурентоспособную экономику страны в целом.
О трудностях, о подвигах, о деньгах...
О реформе саморегулирования строительной отрасли в рамках закона 372-ФЗ на одноименной секции рассуждали строители и проектировщики. Строительную ветвь лихорадит уже 2-ой год, объемы строительства падают, и на этом фоне правительство Рф затеяло реформу саморегулирования в стройке, «благодаря» которой компании будут растрачивать и время, и средства на то, чтоб выполнить этот закон. Еще до принятия закона многие специалисты предупреждали, что далековато не все опасности просчитаны. Сейчас, по прошествии 5 месяцев его деяния, стало понятно, что рисков еще больше, чем предвещали самые сумрачные скептики.
Пожалуй, главный риск заключается в том, что закон написан очень рыхло, большая часть статей подразумевает различное истолкование. И если исполнительный директор НОСТРОя Виктор Прядеин лицезреет в этом плюсы, дозволяющие строителям самим найти, как конкретно исполнять закон, то многие практикующие честные «саморегуляторы» лицезреют в этих дырах возможность поворачивать закон «что дышло».
И снова же ряд выступающих на секции, в том числе начальник отдела СРО «Объединение строителей газового и нефтяного комплекса» Николай Селезнев, гласили о том, что затеянная для строй компаний регионализация (членство исключительно в СРО собственного региона) никакими дополнительными преимуществами не обернется. Компании все равно строят по всей стране, и для реального контроля спецам региональной СРО придется по этим стройплощадкам ездить. А это означает, что возрастет нагрузка на штат, ну и сам штат должен вырасти — за счет роста членских взносов, естественно. Другими словами, строители должны будут заплатить за контроль за ними.
2-ая болевая точка — сохранность компенсационных фондов СРО. Зачинатели закона — Минстрой Рф и правительство — ратовали за то, что компфонды должны выйти «из тени», их размер должен быть, наконец обнародован, а сами средства — расположены в надежных банках. Из 100 млрд рублей, которые должны быть накоплены в строй СРО, тот же Минстрой ждал узреть около 75 млрд и уже прикидывал, куда можно эти средства навести: или на жилищное строительство, или на выкуп ипотечных облигаций.
Но реальность оказалась куда печальней — из 100 миллиардов рублей пока на счетах нашелся только 41 миллиардов, еще около 15-20 могут «открыться» в последнее время — но менее того. При всем этом по новенькому закону фактически все компании, которые работают с экономными средствами, должны не только лишь быть членами СРО, да и сформировать компенсационный фонд договорных обязанностей — а взносы там от 200 тыщ рублей до 25 млн в зависимости об объема договора. Другими словами, большие генподрядчики должны будут выложить 10-ки миллионов рублей дополнительно. В согласовании с законом эти издержки могут учесть при исчислении налога на прибыль, а за чей счет будут покрыты — можно даже и не гласить. Стройка снова вырастет в стоимости.
В целом же ответственность за выполнение договорных обязанностей членами СРО ставит саморегулируемые организации под очень суровую опасность. Как сказала участникам секции управляющий комитета по саморегулированию НОПРИЗа Юлия Илюнина, анализ указывает, что порядка 80% неисполненных договоров возникают по вине заказчика, а не подрядчика. При всем этом закон не регулирует ответственность заказчика, а автоматом ложит вину за все срывы на подрядчика и СРО, в какой он состоит. В этой ситуации СРО будет повсевременно платить из компфонда за срыв договоров, а члены СРО будут повсевременно скидываться на наполнение компфонда ОДО. При всем этом правое положение компфонда ОДО до конца не прописано, и на данный момент НОПРИЗ разработал положение о его формировании, которым готов поделиться с сотрудниками. Отметим также, что органы власти должны были выпустить в развитие закона около 15 нормативных документов, но не выпустили, естественно, ни 1-го.
Так как дыр в законе много, более предприимчивые СРО пользуются ими, как желают: кто-то устанавливает «взнос за выход», когда уходящий член СРО должен заплатить членские взносы вперед за полгода; кто-то обосновывает, что в законе нет требований перечислить ВЕСЬ компфонд СРО, а потому можно открыть спецсчет и положить туда наименьшую сумму; кто-то просто оказывается отдавать уходящим компаниям взнос в компфонд и посылает их в трибунал — а это тяжба на годы при том, что компании необходимо работать, а не ожидать судебных решений.
Виктор Прядеин оптимистично считает, что к октябрь 2017 года закон в большей части будет выполнен, все трудности преодолены, и рынок очистится и от компаний-пустышек, и от нерадивых СРО. Это полностью может быть — главное, чтоб термин «Октябрь 17 года» не стал для строителей и проектировщиков нарицательным, как 100 годов назад.
Дорога без конца, она когда-то избрала тебя...
На секции «Стратегия. Трансформация саморегулирования» президент СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский представил последующий шаг в развитии саморегулирования — «дорожную карту» — публичный контракт меж властью и делом. «Дорожная карта» — это план работы по совершенствованию и реализации Концепции развития саморегулирования в стране, которая годом ранее была утверждена правительством Рф.
«Дорожная карта» должна привести к большей свободе и самоорганизованности бизнеса при том, что от органов власти требуется ослабить контроль и давление на бизнес. Сейчас правительство как главный потребитель услуг СРО и бизнеса диктует свои условия и тем и другим, а реализация «дорожной карты» в состоянии сделать из терана — напарника. В конечном итоге появится социально ответственный бизнес, цивилизованное лоббирование, а следом — конкурентоспособные отрасли экономики и рост экономики в целом.
Проект «дорожной карты» будет разрабатываться в течение года, и Алексей Каминский уверен, что к последующей конференции в декабре 2017 года документ уже можно будет представить и участникам, и в органы власти.
Эту же идею А.Каминский выложил и на пленарном заседании конференции, которое завершало данное мероприятие. Замминистра экономического развития Рф Савва Шипов, который сейчас отвечает за развитие саморегулирования в стране, заинтересовался предложением и высказал готовность повстречаться с зачинателями и обговорить его более детально.
Понуждение к эталонам
На секции, посвященной эталонам Государственных объединений СРО, участники находили пути к тому, чтоб ввести в работу строителей, изыскателей и проектировщиков нормативы, которые обеспечат безопасность и качество объектов на всем их актуальном цикле.
Заместитель исполнительного директора НОСТРОя Сергей Пугачев напомнил, что последние конфигурации в Градостроительном кодексе наделили Нацобъединения обязанностью разрабатывать и утверждать эталоны на создание работ, после этого они становятся неотклонимыми для всех компаний — членов СРО, входящих в Нацобъединения. У НОСТРОя на этом пути уже есть неплохой задел — более 230 эталонов создано, еще около 40 запланировано к разработке. На данный момент перед НОСТРОем стоит основная задачка — вместе с Минстроем Рф выстроить систему нормативных документов и отыскать в ней место для эталонов Нацобъединений. При всем этом эталоны НОСТРОя должны отыскать место в проектной документации, и здесь без помощи коллег из НОПРИЗа не обойтись.
Коллеги из НОПРИЗа при всем этом признали, что находятся в более сложной ситуации, так как эталоны на процессы проектирования отсутствуют. Практически, НОПРИЗу необходимо начинать работу с незапятнанного листа. Не считая того, непонятно, как можно написать эталон на работу конструктора, где творчества на первых шагах еще больше, чем технологий. Все это просит осмысления и точного осознания, какие конкретно процессы проектной деятельности подлежат стандартизации.
В любом случае, НОСТРОЙ и НОПРИЗ в последнее время подпишут соглашение о сотрудничестве на ниве разработки эталонов и возьмутся за эту задачку общими усилиями.
Кто знает — одобряет. Кто не знает — возражает
Одна из секций конференции «Практическое саморегулирование» была посвящена теме «Проф общества и система проф квалификаций». Ее вела генеральный директор НП «Саморегулируемая организация ассоциации русских магистров оценки», управляющий рабочей группы при Совете ТПП РФ по саморегулированию «По эталонам проф деятельности и оценке квалификации» Лена Петровская.
Она напомнила, что в этом году принят закон 238-ФЗ и с 1 января 2017 года в Русской Федерации введено существование государственной системы квалификаций. Государственная система квалификаций содержит в себе объединение и образовательного процесса, и следующей трудовой деятельности спеца, и нацеливает его на неизменное увеличение собственного проф уровня. Нацеливает подтверждать свои познания и умения перед независящими профессионалами и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Не тайна, сейчас отлично известна ситуация, когда на работу приходит спец с неплохим дипломом, с достаточным трудовым стажем, но по сути после устройства в компанию выясняется, что он полностью заявленными компетенциями не обладает.
Есть трудности и с программками высшей школы. И хотя заявлены в университетах иногда очень достойные внимания, отличные программки, по факту спецы выходят с какими-то не теми познаниями, которые им позже будут нужны на производстве.
Рассказывая о том, как все это должно работать, Лена Владимировна отметила, что при Президенте РФ сотворен Государственный совет, который наделяет возможностями по независящей оценке квалификаций Отраслевые советы. Он занимаются работой с университетами, аккредитацией образовательных программ, т.е. нацеливают учебные заведения на пересмотр собственных образовательных программ для того, чтоб они могли дать рынку уже готовых профессионалов, которых не надо будет дополнительно учить специальности.
Но при всей, казалось бы, ясности мотивированных ориентиров, на которые нацелена сама мысль проф квалификаций, многие спецы, принимавшие роль в работе секции, высказали негативное отношение к этой идее. Звучали мысли о том, что подтверждающий квалификацию документ — будет очередной «бумажкой», которая, с одной стороны, не будет иметь решающего значения при приеме на работу («Я принимаю сотрудника в свою компанию не по „бумажке“, а по определенным способностям, которые сам и проверяю в процессе подготовительных бесед»), а с другой — будет практически продаваться за средства, как это происходит часто с разными лицензиями на право деятельности и даже с допусками типо от саморегулируемой организации.
Была и жгучая дискуссия о том, должна ли эта система быть добровольческой либо только неотклонимой. Добровольность ставит различные организации в различные условия, считали некие участники и если так, такая система не нужна совсем. Другие же гласили, что к неотклонимому внедрению системы мы еще (как обычно) не готовы.
Подводя итоги разговору, Лена Петровская ответила на эти суждения так.
— Все образовательные учреждения совершенно точно молвят, что такая система нужна. Она хороша. Но тем, кто пока только слышал про нее, но глубоко не опустился, не исследовал, не сообразил как это будет работать, на каких принципах — им кажется, что это — некоторый навязанный лишний инструмент. И очень отлично, что прозвучала сейчас фраза о том, что «мне эта бумажка не нужна»! Вот жутко, что это вправду перевоплотится в бумажку! Если всем попорядку будут давать эти бумажки за какую-то определенную сумму средств, то тут да, они никому не необходимы.
Но если это будет документ, удостоверяющий, что человек вправду подтвердил квалификацию, что он реально сдал проф экзамен, — поверьте, эта система будет нужна.
Сейчас эта система должна быть добровольческой, считает Лена Владимировна, так как сам рынок потом покажет, что имеющий таковой документ человек — это более квалифицированный спец и его можно приглашать на работу.
Рамка квалификаций есть. Дело — за профстандартами
Большой энтузиазм вызвало у участников мероприятия секция, посвященная созданию государственного реестра профессионалов строительной отрасли, также вопросам проф квалификаций.
Ведущим секции были Надежда Прокопьева, директор Департамента проф образования Ассоциации «Национальное объединение строителей» и Юлия Васильева, директор Департамента по законодательному и правовому обеспечению Ассоциации НОПРИЗ.
Федеральный закон 372-ФЗ «О внесении конфигураций в Градостроительный кодекс Русской Федерации и отдельные законодательные акты Русской Федерации», в области кадрового обеспечения строительной отрасли поставил задачку отследить наличие обученных кадров у определенных строй организаций и найти свойства квалификаций, нужные работникам для воплощения трудовых функций. Для реализации этой задачки саморегулируемые организации должны разрабатывать и утверждать квалификационные эталоны, а Национальные объединения — начиная с 1 июля 2017 года вести Государственный реестр профессионалов.
Что касается проф квалификаций, то тут проектировщики, по словам вице-президента НОПРИЗ, заведующего кафедрой НИУ МГСУ «Разработка и организация строительного производства» Азария Лапидуса, достигнули сурового продвижения вперед. Построена и утверждена рамка профквалификаций. Из 48 проф эталонов, которые запланировано иметь уже на данный момент — а это первоочередные проф эталоны в области изысканий и проектирования, — 22 уже реализованы и 26 планируется воплотить уже в 2016 году, хотя что-то может перейти и на последующий год.
Если же гласить о реестре, то тут, считает Азарий Абрамович, ситуация существенно труднее. Хотя проф общество и с ублажение восприняло эту норму закона, тут — целина, так как проф общество этим ранее не занималось. И на данный момент НОПРИЗ очень интенсивно нацелен на решение этой задачи. До конца декабря выйдет концепция — видение специалистами того, как должно развиваться формирование реестра профессионалов.
Очень принципиально найти — что должно стать базисным аспектом для оценки способности вхождения либо невхождения спеца в реестр. Возможно — те проф эталоны, которые будут сделаны.
Как выделила в собственном выступлении Надежда Прокопьева, задачки у нацобъединения строителей стоят суровые и первейшая из их — найти, как строительная организация квалифицировала того либо другого спеца. А в конечном итоге — это задачка сотворения базы данных, которой будут воспользоваться любые потребители, в том числе заказчики, ее же можно использовать, к примеру, и для проведения закупок.
На данный момент проводится актуализация отраслевой рамки квалификаций, сказала Надежда Прокопьева. Эта рамка уже утверждена за базу Советом по проф квалификациям в строительстве и расположена на веб-сайте НОСТРОЯ. На основании квалификаций, которые там указаны, будут разработаны квалификационные эталоны. Проф же эталон, как подразумевается, будет заходить в базу квалификационного эталона.
Выступающие обсудили такие темы, как нормативное и методическое обеспечение деятельности НОСТРОя по ведению Государственного реестра профессионалов; система независящей оценки квалификаций и ее связь с государственным реестром профессионалов; связь проф эталонов, квалификационных эталонов саморегулируемых организаций и государственных реестров профессионалов по организации инженерных изысканий, проектирования и строительства. Обсудили и ряд практических вопросов ведения Государственного реестра профессионалов.
По высказанным выступающими идеям и суждениям были подготовлены предложения в общую резолюцию секции.
Контроль и надзор — грядет реформа, но какая?
Пленарное заседание Конференции по большей части было посвящено подведению итогов работы секций, но при всем этом одно из выступлений — замминистра экономического развития Рф Саввы Шипова — можно считать программным на наиблежайшие годы.
Он выделил, что тема саморегулирования для Минэкономразвития Рф очень животрепещуща, и тут убеждены, что кандидатуры ему как инструменту развития цивилизованного рынка просто не существует. В текущее время разработан и внесен в правительство законопроект о масштабной реформе контроля и надзора, а на его базе создается приоритетный проект, и в этой связи вопросы работы системы СРО получают особенное значение.
В критериях Четвертой технологической революции, которую переживает весь мир, саморегулирование приобретает новые смыслы как институт, который стремительно приспосабливается под перемены и способен также стремительно поменять методы и формы контроля за участниками рынка. Это принципиально осознавать всем — и власти, и СРО. В новеньком законопроекте будут установлены рамки системы саморегулирования, в том числе, дискуссируется возможность отмены плановых проверок компаний — членов СРО. Этими проверками может и должно заниматься само общество. Полностью может быть, что такая законодательная новелла более, чем что или, подтолкнет бизнес к роли в системе саморегулирования.
— Наше будущее — это действенные СРО, — отметил Савва Шипов. — Главное — поменять отношение людей и бизнеса к саморегулированию.
Завершая конференцию, председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской деятельности Константин Апрелев поставил перед обществом несколько вопросов. Что мешает саморегулированию работать отлично, а бизнесу еще больше организоваться? Почему саморегулирование не обеспечивает честной конкуренции? Почему не выходит донести до потребителей достоинства приобретения продуктов и услуг у членов СРО? И почему до сего времени проф общество не готово взять на себя ответственность за развитие отраслей экономики без роли страны?
Ответы на эти вопросы, также пути их решения участникам конференции предстоит находить в самое последнее время.
Обои виниловые A.S. Creation Il Decoro серые 0.53 м 607744
**Направьте внимание на номер партии обоев: рулоны из различных партий могут различаться цветом. Если партии не хватает на все стенки, оклейте каждую стенку одной партией.**Обои на флизелиновой базе As Creation — удобный и долговременный материал отделки для кухни. Покрытие имитирует мозаику, может употребляться в зоне кухонного фартука. Обои рассчитаны на продолжительную эксплуатацию в сложных критериях высочайшей влажности, перепадов температуры. База сделана из флизелина, верх — из винила (ПВХ). Ширина обоев — 0,53 м, в рулоне 10 м.
Особенности обоев
- Виниловую поверхность можно мыть, она не впитывает запахи и грязюка.
- Покрытие стабильно к механическим повреждениям и истиранию.
- Флизелиновая база не тянется и не рвется во время приклеивания, не впитывает жидкость. Обеспечивает высочайшее качество сцепления.
- Для фиксации употребляется флизелиновый клей, который наносят на стенку, полотно прикладывается в сухом виде. Это обеспечивает удобство и высшую скорость работы, упрощает оклеивание недоступных мест.
- Материал отлично прячет огрехи предварительный отделки.
- Полотно не деформируется и не дает усадки при высыхании, потому соединения не разойдутся с течением времени.